Год начала Барановичей различен… и неверен
Годом, от которого начинает отсчет история Барановичей, считается 1894-й. Эта дата была определена нашими краеведами — исследователями при написании истории города из польских источников — изданий «Календажей популярных Барановицких». В годы буржуазной Польши (1921 — 1930) вышло несколько изданий «Календажа», каждое представляющее собой книгу с иллюстрациями. Наряду с описанием краткой истории возникновения города, здесь давалась характеристика политической и экономической жизни городя — о хозяйстве, торговле, населении, просвещении, религии, культуре, различных обществах и лигах. Конечно, составители «Календажей», работающие в период разгула фашиствующих пилсудчиков, не могли объективно и точно следовать статистическим данным, исторической достоверности при описании революционных событий 1917 года, политического бесправия и борьбы, массовой безработицы, что сопутствовала всему периоду «польского часа». Эти издания имели явную политическую направленность: показать незыблемость порядка белопольских оккупантов на западных белорусских землях, а путем подгонки данных статистики убедить в прогрессе и процветании экономики города. Не имея документальных источников, ибо в то время составители не могли работать в советских архивах, редакционный комитет вынужден был пользоваться воспоминаниями жителей города. Вот почему в разных изданиях календаря год начала Барановичей различен… и неверен. Никаких документов подтверждающих ту или другую дату, не приводится. Недавно мной разысканы и Центральном Государственном историческом архиве СССР (ЦГИА) в г. Ленинграде два дела, имеющие самое непосредственное отношение к началу рождения города. С этих дел сделаны фотокопии, которые сейчас хранятся в фондах музея. Не имея возможности подробно рассказать на страницах газеты о содержании большинства документов, я позволю себе кратко остановиться на самом интересном, проливающем свет на многие неизвестные ранее страницы истории нашего города.
* * *
В мае 1891 года в Министерство Внутренних Дел поступило прошение от депутатов Новомышского общества 3-го стана Новогрудского уезда Минской губернии «О неправильном обращении принадлежащего графу Розвадовскому поселения «Розвадово» в местечко». Это прошение и послужило началом многолетней бумажной тяжбы, которая теперь хранится в Ленинградском архиве в фонде 3287, опись 38, дело №2549.
Как свидетельствует слонимский дворянин Стойков, имение Барановичи принадлежало ранее помещику Антону Марковичу. За участие его в польском мятеже 1861 года имение подверглось обязательной продаже и с публичных торгов куплено на льготных правах, предоставленных в Западном крае лицам русского происхождения, генералом Горновским, от которого взята подписка о том, что входящие в состав имения земли и угодья он не в праве отдавать в арендное содержание лицам польского происхождения и евреям (стр. 25). В 1876 году это имение купил с торгов в Минской Соединенной Палате купец Егор Кузнецов, но 9 февраля 1881 года «продажу сего учинил — со всеми землями, лесами, водами и угодьями, строениями — всего 716 десятин 902 сажени (это соответствует в переводе на современные метрические меры 782 га — примеч. В. П.) жене гвардии поручика графине Елизавете Александровне Розвадовской за двадцать одну тысячу рублей» (стр. 27—28).
После постройки железной дороги Москва — Брест (1871 — 1872 гг.) и Вильно—Ровно (десять лет спустя) началось оживленное заселение этой местности. Используя столь благоприятные возможности и руководствуясь ст.29 Высочайшей грамоты от 21 апреля 1785 года о личном преимуществе дворян, согласно которой им дозволялось учреждать в вотчинах местечки и города, граф Розвадовский подал прошение на имя Минского губернатора о разрешении устройства в имении Барановичи местечка Розвадово (по имени владельца). План застройки местечка был одобрен строительным отделением губернского правления и утвержден протоколом от 27 мая 1884 года под №52 Минским губернатором Петровым с условием, чтобы возводилось оно без отступлений от плана и правил строительного устава. Местечко быстро застраивается мещанами соседних селений, 6 октября 1888 года в Розвадово учреждено самостоятельное мещанское управление по закону 29 апреля 1875 года (стр. 44).
План застройки был составлен самим графом Иваном Розвадовским. Любопытно отметить, что планировка местечка Розвадово сохранилась и по сегодняшний день в кварталах города. Можно представить его границы, мысленно обведя улицы Брестскую, Советскую. Комсомольскую, Рагули. Граф Розвадовский дал названия улицам (они указаны на плане), выделил место для церковной и торговой площади (последняя в настоящее время занята роддомом и парком). Параллельно Ивановской (Брестской) шли улицы Елизаветинская (Красноармейская), Александровская (Горького), Петровская (Пионерская) и Почтовая (Комсомольская). Их пересекали соответственно улицы Мариинская (Советская), переулок Владимирский (ул. Гагарина), Лесной (ул. Грицевца), Васильевский (ул. Минская). Каждый квартал делился примерно на десять участков (плацев), которые сдавались в аренду на 8-10 лет с ежегодной арендной платой 20—25 рублей.
Пользуясь близостью двух железнодорожных станций и почтово-телеграфной конторой, местечко привлекало к себе население, жившее в округе до 30—40 верст. Устройством еженедельных торговых дней и базаров оно подорвало сбыт и привоз товаров в местечки Новая Мышь и Стволовичи (теперь Столовичи), которые лишились большей части своего дохода, рождая зависть к процветанию бойкого соседа. Вот об этом и пишут жители Новой Мыши в Министерство внутренних дел, прося «ради пользы народа о раскассировании нововыстроенного м-ка Розвадово как не утвержденного правительством и не соответствующего нравственным и материальным нуждам народа» (стр. 10).
В 1901 году Минский Губернский распорядительный комитет постановил невозможным считать Розвадово местечком.
Строительное отделение разрешая в 1884 году открытие местечка Розвадово, пользовалось законом до издания Продолжения 1886 года относительно того, кому принадлежит право разрешения местечек и поселений. По этому дополнению к закону, чтобы переименовать селение в город, нужно согласие крестьян на это переименование, которое должно быть заявлено в приговоре, составленном по большинству. Прошение о переименовании селения в город передается в губернское присутствие по крестьянским делам, которое удостоверясь в действительности и правильности приговора, равно как и условий, заключенных крестьянами с владельцами, а также достаточности средств жителей по устройство и содержание городского управления, предъявляют об учреждении города через губернатора Министру Внутренних Дел. Министр Внутренних Дел составляет на основании потребностей и средств вновь учреждаемого города заключение и по соглашению с надлежащими ведомствами через комитет министров подает на Высочайшее утверждение (стр. 37— 41).
Розвадово — этот своеобразный тип города, неизвестный русскому юридическому быту, унаследован Россией от польского государства.
Как видно из документов, царская администрация была в затруднении: местечко устроено на пустопорожних землях, не соприкасаясь с окрестными деревнями: Анисимовичи, Барановичи, Антоновичи. Следовательно, никакого согласия крестьян не нужно. Однако Министерство юстиции на запрос министра внутренних дел о признании Розвадово местечком ответило отказом, мотивируя тем, что «этот своеобразный тип города, неизвестный русскому юридическому быту, унаследован Россией от польского государства» и что «жители подобных поселений, будучи лишены возможности владеть землей, пользуясь только долгосрочным арендным правом, становятся в известные обязательные отношения к землевладельцу, который по окончании арендного срока может вытеснить из местечка любого» (стр. 65—68).
Но напористые и предприимчивые владельцы местечка не отступили. Граф Иван Александрович Розвадовский (16/IV-1855 — 4/II-1930) умело обходил законы там, где нельзя было переступить их. Запрещено было лицу, «неблагонадежного» польского происхождения покупать имение, которое подается на льготных правах — его покупает жена графа, по происхождению русская. По закону 3 мая 1882 года лицам еврейского происхождения было запрещено не только проживать в деревнях, но вообще пользоваться земельной арендой. Однако они сумели и найти предыдущее постановление правительства, объявившего Минскую губернию чертой оседлости евреев. Путем уступок с одной и другой сторон граф Розвадовский и крестьяне деревни Барановичи подписали договор, переделали и твердо определили границы между имением и наделами крестьян.
Название Барановичи произошло от находившегося неподалеку урочища Баранчики
Интересно, что встречаются в документах знакомое нам урочище Гай, малознакомое урочище Мох, Загай Колельчики, Кринки, Баранчики (от которого, по приданию и пошло название деревни, а затем и города). Обилие урочищ свидетельствует, что раньше места оти были лесные. В документах упоминается много фамилий барановичских крестьян. Кстати, может быть живы родственники крестьян деревни Барановичи, которые когда-то участвовали в составлении договора с Розвадовским и упоминаются в документе: Федор Луцко, Прокофий Чеботарь, Андрей Рудый, Петр Нерах, Валентин Чеботарь, Фома Наумчик, Моисей Санюк, Фома Рудый, Василий Гобрик, Павел Санюк, Иван Мордасевич, Прокофий Кадыко, Андрей Гобрик, Николай Пивоварчик, Севостьян Легун, Фома Гобрик, Яков Четырко, Василий Кодыко. Роман Легун, Фадей Сенько, Павел Легун, Тимофей Гобрик (стр. 31—36).
Розвадовские снова и снова пишут прошения Минскому губернатору генерал-лейтенанту князю Трубецкому, который в свою очередь ходатайствует перед министерствами о признании Розвадово местечком. И вот 20 декабря 1895 года хозяйственный департамент Министерства внутренних дел «по приказанию его высокопревосходительства господина Министра сим объявляет графине Розвадовской, что распоряжение Минского губернского правления от 27 мая 1884 года об устройстве названного местечка Розвадово и введение в нем особого мещанского управления (1888 г.) не отменены, а к утверждению сего поселения местечком со стороны министерства не требуется никакого распоряжения» (стр. 91).
Утверждая и окончательно узаконивая местечко, царские сановные чиновники, конечно же, знали и видели искусственность рождения местечка Розвадово, построенного целиком на землях графа Розвадовского, владельцем которых был он сам. Но вследствие выгодного расположения местечко росло быстро, и его рост остановить было невозможно. Земли колпеницких государственных крестьян в районе Полесского вокзала также начали застраиваться, правда, беспорядочно и без плана, но достаточно интенсивно. Здесь размещались железнодорожные войска, были возведены многие казенные постройки. Местечко Розвадово при станции Барановичи и поселение в районе Полесской станции начали понемногу сближаться и вскоре слились.
* * *
В. Поликарпов директор краеведческого музея..
Газета «Знамя Коммунизма», 24 и 28 октября 1970 года.
27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Эта дата установлена Генеральной Ассамблеей ООН 1…
Александра родилась 17 сентября 1899 года в белорусском городе Барановичи в семье Марии и Александра…
Сегодня мы переживаем очень интересное время. Открываются для исследователей ранее засекреченные архивы, в открытой печати…
Семья Рафалик хранит документы и фотографии, оставшиеся от предыдущих владельцев дома. Самый старый из документов…
В начале 80-х годов по городам СССР прокатилась волна циничных грабежей. Преступники, выдавая себя за…
В центре Москвы средь бела дня совершено зверское нападение на вице-адмирала Георгия Никитича Холостякова. Семь…
View Comments
шрифт просто ужасный. глаза лопаются от напряжения
Это у тебя проблемы со шрифтами