Мост Густава Эйфеля

Одним из величайших гениев инженерной мысли на рубежах 19-20 веков был французский инженер Густав Эйфель. Он широко известен во всем мире своими нестандартными инженерными решениями из металлических конструкций. Всем известны его «Эйфелева башня» в Париже и железный каркас статуи «Свободы» в Нью-Йорке, виадук де Гараби во Франции. Но основным направлением работы Эйфеля были мосты. Его нестандартные решения пользовались невероятным успехом.

На территории Российской Империи творения Густава Эйфеля были востребованы не меньше, чем в других странах. Он участвовал в конкурсе на строительство Троицкого моста в Петербурге, выполнял заказы Имперских железных дорог.

На сегодняшний день на территории стран бывшего СССР сохранились лишь два моста, к конструкции которых приложил руку Эйфель. Это разводной мост в Лиепая (Либава, Российская Империя) в Латвии и мост в Унгенах в Молдове, построенный в 1877 году перед Русско-Турецкой войной, за 12 лет до строительства башни в Париже.

Это далеко не полный список инженерных сооружений на территории бывшей Российской Империи, к которым приложил руку Густав Эйфель.

В конце 19 века, в Барановичах расположилась железнодорожная бригада, для нужд которой был выкуплен большой участок земли и построен железнодорожный полигон, для обучения солдат железнодорожному делу. Полигон представлял собой железнодорожное узкоколейное кольцо, протяженностью около 7 км. В центре этого кольца были построены казармы, для размещения 3-х железнодорожных батальонов. В строительство этого железнодорожного полигона была вложена колоссальная сумма, по тем временам, более 300 тысяч царских рублей. Солдаты железнодорожных батальонов учились прокладывать железнодорожные пути, вели земельные работы для подготовки под укладку железной дороги, возводили мосты.

Для учебных целей на полигоне было отведено специальное место, где солдаты учились возводить временные мосты и переправы.


Мост Эйфеля обозначен синим цветом

Располагались они, как видно на части плана железнодорожного полигона, над оврагом, который использовали еще для стрельб в летнее время, когда батальоны железнодорожной бригады выступали в летний учебный лагерь. На полигоне было несколько мостов, но только некоторые из них попали в кадр фотографа.
Одним из них был разборный мост Эйфеля.


Мост Эйфеля на открытке начала 20 века

Этот мост Эйфеля был изготовлен товариществом завода Эйфеля в Париже по особому заказу Главного Инженерного Управления. За мост с доставкой из Парижа было заплачено 30 169 рублей.  Общий вес конструкции составлял около 5000 пудов, а длина в собранном виде 45 метров. В эту стоимость так же входила высылка техника для обучения по сборке моста. Что примечательно, именно этот мост был выставлен в собранном виде (30 метров из 45) на Московско-Французской художественно-промышленной выставке в Москве, проходившей в 1891 году.

Первый практический опыт использования моста Эйфеля военнослужащие железнодорожного батальона получили при строительстве железной дороги в Крондштадской крепости уже в 1891 году, где была проведена серия опытов по сборке и разборке моста.

В Барановичах летом 1892 года на железнодорожном полигоне так же были проведены опыты по сборке и установке моста. Работы велись под руководством представителя фирмы Эйфеля французского техника Милона, который специально был командирован из Парижа. С 22 по 27 июня нижними чинами железно-дорожной бригады под начальством нескольких офицеров мост был собран, установлен и протестирован.


Схема моста Эйфеля, Барановичи, 1892 год

А первое практическое применение было в 1893 году, при строительстве Орано-Олитской ветки Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги.

Военным железнодорожникам удалось на практике опробовать применявшийся для ускоренного восстановления железнодорожных мостов разборный мост Эйфеля. Это было вызвано тем, что, когда укладочная команда дошла до реки Меречанки, верхнее строение моста, заказанное управлением постройки Орано-Олитской железной дороги, еще не было готово. Возникла угроза полной остановки работ на неопределенное время. Выход из создавшегося положения нашли благодаря военным железнодорожникам — по команде начальника Барановичской железнодорожной бригады с полигона было доставлено использовавшееся в учебных целях верхнее строение разборного моста Эйфеля и «с успехом применено для перекрытия пролета, вследствие чего работы могли возобновиться», а военные железнодорожники приобрели опыт установки разборного моста в реальных условиях.

После начала Первой мировой войны, мост, как и все имущество железнодорожной бригады, оставался на своем месте. Солдаты железнодорожных батальонов были отправлены на фронт, а в казармах и административных зданиях расположилась Ставка Верховного Главнокомандующего. Война внесла свои коррективы, и в сентябре 1915 года, в результате спешного отхода Российской Императорской армии и перевода Ставки Верховного Главнокомандующего в Могилев, полигон железнодорожной бригады был сильно разрушен. Часть оборудования было вывезено, остальное было уничтожено. Среди уничтоженных сооружений оказался и разборный мост Эйфеля.

На одной из фотографий разрушений, сделанной немцами, на фоне взорванной лесопилки виден и переломленный мост Эйфеля.


Разрушенная лесопилка и мост Эйфеля

К сожалению, на сегодняшний день, дальнейшая судьба этого моста неизвестна.

После Первой мировой войны упоминания этого моста не встречались, возможно он был разобран немцами и использован для нужд немецкой армии.

Сегодня на месте оврага, где находились мосты, находится стадион Барановичского Государственного университета в «Военном городке».

В народе это место называют «конские горы», корни этого названия идут с более позднего периода истории города Барановичи, но это уже совершенно другая история.

Публикация этого материала в газете «ЗВЯЗДА» от 20.01.2015

Литература
————-
Железнодорожные войска России. Кн. 1. На службе Российской империи: 1851–1917. — М.: «Евросервис-СВ», 2001.
Опыты с разборчатым мостом системы Эйфеля длиною 45 метров на полигоне железнодорожной бригады близ станции Барановичи Полесских железных дорог — Бачманов, С.П., Санкт-Петербург, 1892

Фотоматериалы и карты
————-
Коллекция Ромуальда Жабика и Татьяны Гринкевич

kingstakh

Аэрофотосъемка, открытки, фотографии, карты ... деньги, два ствола.

View Comments

  • Поздравляю, Рома!) Очень классное исследование)

    • Спасибо! Я тебя тоже поздравляю, это наша первая "ласточка", спасибо за помощь!

      • Ромуальд низкий поклон и Божией помощи тебе в твоём деле! Интереснейшая статья!)))Скоро запустим наш сайт приглашаем всех к сотрудничеству!)) Спасибо!))

      • Кстати, как знаток жд техники, не в курсе что за паровозы на открытке?

        • Мне на фотографиях казалось что там не узкая колея, а широкая. Среди ширококолейных я не нашёл модель. Среди узких посмотрю, с ходу похоже на что-то импортное. Ещё фотки есть?

          • Больше фоток, к сожалению, нет. На счет колеи не знаю точно, но возможно и широкая. Мост был разборным и ширина колеи не имела значения варьировалась исходя из потребностей конкретной переправы (ширина моста между стойками была 4,27 метра). Если говорить о полигоне жд бригады и испытаниям моста в 1892 году, то имел место такой факт - на станции Барановичи не было четырехпарного паровоза, поэтому для испытания моста использовали сцепку трех трехпарных паровозов и 6 груженых платформ. Значит во время испытания колея была широкая, иначе паровозы со станции не проехали бы. Но на открытке две колеи и скорее всего уже узкие, две широкие не влезут в 4,27 метра. Поэтому надо искать среди узкоколейных паровозов, возможно иностранного производства.

          • http://railwayz.info/photolines/photo/28708
            http://railwayz.info/photolines/photo/5467
            http://railwayz.info/photolines/photo/5463
            На всех фотографиях паровоз широкой колеи 0-2-0
            Я там внизу написал "Затруднился определить модель паровоза. У Ракова есть похожий, но не он. Определённо какой-то промышленный танк-паровоз, возможно из закупленных
            по импорту. Скорее всего ему уже не меньше 20-ти лет к тому времени, потому и был передан в учебную часть."
            На твоём фото всё те же танк-паровозы.

            Кроме того, в габарит широкой колеи не уместятся 2 узкоколейных поезда, потому мост использовался только под один поезд - это видно на фото. 2 колеи это только кажется. На самом деле это контррельсы внутри широкого пути, как, например, тут http://blogpics.negrov.net/daf282cc4298_F41B/IMG_9102.jpg

            Трех и четырёхпарные паровозы - колёсной формулы 0-3-0 и 0-4-0

          • Я тут точно профан, колея действительно только одна, на мосту стоит вагон, видно что занимает весь пролет. Тем более на плане жд полигона тоже указана одна колея. На Фотолиниях да, паровоз тот же, но от этого не легче ))) Мжет какая-то "спецмодель" для учебных полигонов. Были ведь еще 2, кроме Барановичского. Кстати, добавь фотки моста на фотолинии, пусть там тоже будут

          • О специально построенных паровозах мне ничего неизвестно. Интересно было бы глянуть в документацию бригады, финансовые документы итд. Думаю много прояснится

          • Такие документы есть в НИАБ, но туда надо ехать. Там есть дела об отпуске аванса на расходы под постройки казарм, требовательные ведомости на выдачу содержания для железнодорожной бригады и др.

          • Ха, я бы не один выделил, но не так все просто. Если было можно придти и сказать "дайте". Надо придти и заказать материал в читальный зал, потом, через несколько дней, придти в читальный зал и получить документ для работы. Не забываем, что все это надо делать лично и в Минске.

          • Представляю эту жесть. Электронный каталог в интернете есть хотя бы?

          • Частично да, но далеко не весь. Там и нашел эти дела об отпуске аванса на расходы под постройки казарм ...

  • Очень интересный материал!!!!!!!

  • спасибо, интересно. вот только этот абзац проблемный "... на территории СНГ сохранились лишь два моста, к конструкции которых приложил руку Эйфель. Это разводной мост в Лиепая (Либава, Российская Империя) в Латвии и мост в Унгенах в Молдавии ..."
    Латвия не СНГ, и Молдова не Молдавия)
    http://www.cisstat.com/rus/ciscountry1.htm

    • ))) Вечный спор как правильно писать на русском. Белоруссия или Беларусь, Молдавия или Молдова. А вообще косяк из-за первоначальной версии текста "на территории бывших стран СССР", тогда и Латвия подходи и Молдавия

Recent Posts

Строительство церкви у д. Новый Свет

Церковь строилась австрийскими саперами 51 пехотного полка, находившимися на резервных позициях у деревни Новый Свет.…

% дней назад

Строительство церкви у д. Новый Свет

Церковь строилась австрийскими саперами 51 пехотного полка, находившимися на резервных позициях у деревни Новый Свет.…

% дней назад

Стройка Свято-Покровского собора

Стройка Свято-Покровского собора

% дней назад

Стройка Свято-Покровского собора

Стройка Свято-Покровского собора

% дней назад

Стройка Свято-Покровского собора

Стройка Свято-Покровского собора

% дней назад

Стройка Свято-Покровского собора

Стройка Свято-Покровского собора

% дней назад