Александра родилась 17 сентября 1899 года в белорусском городе Барановичи в семье Марии и Александра Цвикевич. Она была тихим и застенчивым ребенком, старшей среди братьев и сестер: Анны, Анатолия и Евгения. Когда ее родители разошлись и со временем обзавелись новыми семьями, у Александры появились сводные брат и сестра со стороны новой жены отца: Юрий и Галина. Сыном ее матери от нового брака был Николай. Интересно отметить, что семья Александры стала необычной, поскольку Мария вышла замуж за брата новой жены Александра Цвикевич и их последующие дети стали двоюродными братьями и сестрами. Когда второй муж Марии Иван скончался, Александр усыновил Николая, чтобы облегчить совместное бегство из послереволюционной России.
Александра росла задумчивым ребенком, она писала стихи, сочиняла музыку, мечтала стать пианисткой и выступать перед публикой. К сожалению ее мечты остались мечтами. Мать настояла на том, чтобы Александра стала зубным врачом. Для получения профессии дантиста в то время необходимо было закончить, как минимум, двухгодичный медицинский курс. Как только Александре исполнилось 16 лет, родители послали ее для обучения в Петербург.
В детстве Александра, несмотря на большую семью, чувствовала себя одинокой. Она находила утешение в прогулках по лесу, принадлежавшему ее семье. Там она разговаривала с деревьями, давая каждому из них свое собственное имя. Таким образом она совершенствовала свою дикцию и навыки общения, даже с неодушивленной аудиторией. Ее единственной близкой подругой была, горячо любившая ее, сестра Анна.
В беседке, неподалеку от их дома, ее отец построил небольшую сцену, где дети выступали с чтением стихов, пели, разыгрывали сценки. Зимой он делал каток посередине луга, где молодежь могла кататься на коньках, обучаясь грациозным движениям. Когда дети навещали маму Марию, они катались верхом на лошади и становились товарищами домашних животных. Улыбки и слезы умиления вызывали у слушателей рассказы Александры о больном теленке, о раненой и частично парализованной собаке, об ослепшей в драке кошке и о цыпленке со сломанным крылом, которые вместе дружно жили около печки на кухне.
После революции, в 1919 году, Александра с семьей, преодолев немалые трудности, перебралась на родину Марии в Польшу. Там она открыла зубоврачебный кабинет, а в свободное время помогала управляться в принадлежавшем матери ресторане. Но вскоре после начала работы Александра получила предложение от польской киностудии сыграть главную роль в кинофильме. Дебют был настолько успешным, что ее заметила немецкая кинокомпания UFA и предложила переехать в Германию для участия в съемках. После долгих колебаний Александра перебралась в Мюнхен, оставив свою семью в Польше. Когда политическое положение в Польше стало слишком опасным для ее семьи, Александра забрала всех в Германию. Отец с новой семьей переехал к ней в Берлин, а мать и братья — к сестре Анне, жившей в Чехии с мужем . Благодаря доходам, получаемым от съемок в кино, Александра смогла оказывать материальную поддержку семье, дала своим братьям высшее образование..
В 1922 году она встретила Сергея (Серхио) Оцупа, который затем ухаживал за ней на протяжении десяти лет. Они поженились в 1932 году, после чего Александра завершила карьеру киноактрисы1 и полностью посвятила себя новой семье, приняв участие в воспитании приемного сына Педро. В 1935 году у нее родилась дочь Татьяна.
1939 году Сергей поехал по делам в Испанию. Александра с дочкой должны были последовать за ним, но начавшаяся Вторая Мировая война нарушила все планы. Больше Сергей и Александра никогда не встретились.
Александре нужно было зарабатывать на жизнь. Помогли ее связи в мире кино. Она стала пользоваться спросом, как переводчица, работая над субтитрами ко многим фильмам. В это время вся семья воссоединились с Александрой и опять она помогала им материально. В 1943 году, дом, в котором она жила, был разрушен при бомбардировке и Александра с семьей перебралась в предместье Берлина.
Когда над ними нависла угроза попасть в руки наступающих советских войск3, сестра Анна настояла на том, чтобы вся семья бежала из Берлина. После завершения войны и заключения Ялтинского договора, место, в котором жила семья Александры, оказалось в зоне советской оккупации. После этого они скитались, переезжая из одного лагеря беженцев в другой, пока не нашли приют в лагере для беженцев неподалеку от города Кассель. В этом лагере была организована театральная труппа и Александра приняла участие в спектакле по пьесе Пушкина «Барышня крестьянка», где она сыграла роль англичанки-гувернантки. Это была ее последняя роль. .
В 1947 году союзные войска переселили многих беженцев на берега Рейна, где Александра работала в поле и на виноградниках, получая взамен еду и вещи первой необходимости. В 1949 году, вместе со многими членами семьи, она эмигрировала в США и поселилась в Сан-Франциско. Там она работала няней, помощницей на кухне при больнице и, наконец, машинным оператором по изготовлению наклеек. Когда дочь Татьяна вместе мужем, детьми и другими членами семьи переехали в город Сан Ансельмо, Александра бросила работу, чтобы ухаживать за больной матерью.
Долгие годы Александра общалась со многими знаменитостями: Федором Шаляпиным (он делал ей предложение руки и сердца), известным оперным тенором Беньямином Гигли (он пел Татьяне колыбельные песни), Владимиром Набоковым, Сергеем Есениным (в Париже) и многими другими поэтами, писателями и кинозвездами, такими, как Густав Фролих (он был одним из крестных отцов Татьяны), Эмилом Джаннингсом и Отто Гебуром . До конца своих дней она переписывалась с русским поэтом Дмитрием Кленовским.
Она не любила говорить о своей кинокарьере, став, как и в юности, тихой, застенчивой и хрупкой. В 1973 году Александра Зорина скончалась от рака и была похоронена в калифорнийском городе Сан-Рафаэль. Она оставила после себя дочку, зятя, трех внуков, братьев и сестер.
Написать обо всем невозможно и многое осталось недосказанным: ее характер, доброта, забота о ближних, ее сентиментальность, преклонение перед матерью, не из-за боязни, а от большой любви. Многие любили и обожали Александру Зорину. К большому сожалению она осталась в памяти только немногих.
Перевод с английского Кирилла Финкельштейна при участии Татьяны Гуляевой (дочери А. Зориной).
1. С 1919 по 1932 год Александра Зорина снялась не менее чем в 19 фильмах.
2. Крестным отцом Татьяны, помимо Густава Фролиха, был большой друг семьи Альберт Геринг, сводный брат рейхсмаршала Германа Геринга. В отличие от своего брата — ближайшего сподвижника фюрера, Альберт ненавидел фашизм, несколько раз арестовывался гестапо. Он помог бежать из Австрии и Германии многим евреям, в частности семье венгерского композитора Франца Легара, жена которого была еврейкой; оказывал помощь участникам чешского сопротивления, обеспечил Сергея Оцупа, подложными документами, скрывавшими его еврейское происхождение.
3. Семья Александры ждала поражения Германии в войне, таясь от соседей, они слушали по ночам передачи Би-Би-Си. Но они также знали и о советских лагерях, в которые попадали русские, жившие во время войны в Германии.
Источник Барановичи.net
Фильм «Руки Орлака», ужасы, 1924 год
Пианист Орлак теряет свои руки во время катастрофы на железной дороге. Ему пересаживают новые, которые когда-то принадлежали убийце. У Орлака появляется ощущение, что они тянут его на совершение преступлений…