Развитие капитализма, рост внутреннего рынка, а также экономические и стратегические соображения заставили царское правительство начать во второй половине XIX века интенсивное строительство железных дорог на западных окраинах Российской Империи. В конце 1871 г. было завершено строительство и 29 ноября 1871 г. в эксплуатацию вступила главная железнодорожная магистраль «Северо-Западного края» Смоленск — Минск — Брест, которая была продолжением магистрали Москва — Смоленск и должна была соединить Беларусь с центром России и Западной Европой. Именно 16 ноября (или 29 ноября по новому стилю) 1871 г. станция Барановичи Московско-Брестской (Александровской) железной дороги приняла и отправила на Брест товарно-пассажирский поезд из Смоленска, который стал первым составом, открывшим утром того дня регулярное движение поездов на только что завершенном участке железной дороги. Станция (получившая название близлежащей деревни Барановичи) положила начало развитию города, официальным годом основания которого является именно год 1871. После ее возникновения на месте современного вокзала «Барановичи-Центральные» поселилось несколько семей железнодорожных работников и возникло первое небольшое поселение. В 1882 г. появился железнодорожный разъезд Барановичи.
В 1882 г. «Географический словарь» сообщал: «Барановичи — село в Новогрудском уезде, жителей 150. В версте от него лежит ст. Барановичи между Лесной и Погорельцами». Часть железнодорожных линий и построек новой станции была возведена на землях имения российского генерала Гарновского. До польского восстания 1863 г. земли этого имения принадлежали роду Наркевичей. Но за участие в восстании Наркевичи этой земли царской властью были лишены, и имение через некоторое время приобрел вышеупомянутый генерал Гарновский. Но и он был тут хозяином относительно недолго. Через пять лет после возникновения возле имения железнодорожной станции Гарновский по неизвестным причинам продал свои земли московскому купцу Егору Кузнецову.
С этого времени ведутся еще две версии истории названия имения Барановичи.
Как пишет изданная в 1937 г. на польском языке книга-календарь Барановичского региона «Kalendarz Popularny Baranowicki», одна из бытующих среди местного населения версия утверждала, что в имении, принадлежавшем купцу Кузнецову, стригли баранов со всей округи — мол, от этих животных и возникло название Барановичи. В другой версии отмечалось, что название имения происходит от фамилии первого местного трактирщика Шаи Барановичского, который открыл трактир при железнодорожной станции. Но вышеупомянутые версии не совсем правдивы, надо признать, ведь и купец Кузнецов, и, судя по всему, трактирщик Барановичский появились в этих местах уже после возникновения железнодорожной станции, которую со времени самой постройки называли Барановичи. Некоторые историки считают, что сам город и его название пошли от деревни Барановичи, которая находилась неподалеку от имения и железнодорожной станции. Но в краеведческом музее эту версию отвергают. До 1978 г. деревня Барановичи входила в состав Колпеницкого сельского Совета, и только потом слилась с городом. Таким образом, деревня и город существовали параллельно почти 100 лет. Как бы там ни было, имение с названием Барановичи в 1881 г. у московского купца Кузнецова приобрел граф Иван (Ян) Розвадовский. Покупку он оформил на имя жены Елизаветы, которая была православной и имела право приобретать землю в западных губерниях, что графу-католику категорически не разрешалось.
Как рассказывает все тот же «Kalendarz Popularny Baranowicki», площадь приобретенного графом Розвадовским имения состояла из 700 гектаров песчаной земли в основном покрытой лесами, в которых «волки чувствовали себя вольготно». Именно приобретение имения и дальнейшая деятельность его новых владельцев значительно ускорила развитие будущего города Барановичи. В 1884 г. Барановичи были официально утверждены в качестве местечка Новогрудского уезда. Толчком к более интенсивному заселению этого района явились хлопоты владелицы имения Барановичи графини Е. А. Розвадовской о создании на ее землях местечка, план застройки которого был создан мужем графини — графом Иваном Александровичем Розвадовским. Граф высказал просьбу в земской губернской управе о разрешении на основание на своих землях поселения, которое могло бы принести ему большие доходы. План был утвержден Строительным Отделением Губернского Правления, и минский губернатор Петров подписал его 27 мая 1884 г. Местечку дали имя Розвадово. Граф Ян Розвадовский быстро возвел на собственные средства ряд зданий и тем самым развязал инициативу дальнейшего строительства в местечке.
В декабре 1884 г. была сдана в эксплуатацию вторая железнодорожная магистраль Вильна — Ровно, которая пролегла через Барановичи в 1880 г. и была присоединена к системе Полесской железной дороги в 1886 г. Появилась еще одна станция «Барановичи-Полесские» (на расстоянии 2,5 км от станции Барановичи), вокруг которой начал формироваться поселок Новые Барановичи, который стал вторым центром развития будущего города на землях крестьян деревень Светиловичи, Гирово, Узноги и др. Более удобные, чем на помещичьих землях, условия аренды, близость административных учреждений способствовали быстрому росту этого поселения. Будущий город оказался на пересечении железнодорожных магистралей, и тихая местность стала железнодорожным узлом, связанным с важнейшими экономическими центрами страны — центральной Россией и Польшей, Прибалтикой и Украиной. Это способствовало тому, что развивавшееся поселение привлекло внимание военного ведомства, были построены паровозное депо, военные казармы, сухарный завод Виленского интендантства, амбары, мельница и продуктовый пункт. На постоянные квартиры в Барановичи были переведены несколько батальонов железнодорожных войск, два батальона пехотного полка. Эти начинания военного ведомства, а также дальнейшее развитие железнодорожных станций требовали все больше и больше рабочей силы. В Барановичах быстро росло количество населения, развивалась промышленность, ремесла, торговля. Был построен пассажирский вокзал, возникли железнодорожные мастерские, началось строительство поселка.
В 1886 г. прокладывается и вводится в эксплуатацию железная дорога Барановичи — Волковыск — Гродно — Белосток. О каторжной работе строителей железной дороги свидетельствуют фотографии в городском краеведческом музее. Дорогу строили вручную десятки тысяч крестьян, среди которых было и много женщин. Железная кирка, тачка и носилки были почти единственным инструментом в их пользовании. Тяжелая физическая работа, неустроенное жилье, эпидемии, мизерные зарплаты загоняли крестьян в могилу, большое количество из них стало инвалидами. 6 октября 1888 г. в Розвадово было введено мещанское управление. Как отмечает «Kalendarz Popularny Baranowicki», «с этой даты начинается рост и развитие этого поселения «американскими темпами». Прибывающие на эту новую территорию поселенцы, которые небеспричинно надеялись на хорошую жизнь возле крупного железнодорожного узла, связанного с важными экономическими центрами империи, жили и работали на участках земли, взятых в аренду у графа Розвадовского. Граф отдавал преимущество не продаже земли, а сдаче ее в аренду, за что, вероятно, получал неплохие деньги. К слову, первые построенные улицы в новом поселении носили названия членов семьи графа Розвадовского. Например, название улицы Мариинская (теперешняя улица Советская), скорее всего, пошло от имени его дочери Марии. В местечке Розвадово во второй половине 80-х гг. XIX века насчитывалось 120 домов, жило около 1500 жителей. В 1890 г. начал свою работу спиртоочистительный завод, а в 1895 г. появились ремонтные мастерские, которые занимались ремонтом паровозов, вагонов, оборудования для водоснабжения.
7 мая 1891 г. в Хозяйственном Департаменте МВД по заявлению обывателей местечка Новая Мышь было начато дело «О неправильном обращении … поселения Розвадово в местечко», которое 20 декабря 1895 г. было решено в пользу Розвадовских. В 1895 г. была открыта первая школа — двухклассное железнодорожное училище для детей работников Московско-Брестской (Александровской) железной дороги. В конце XIX столетия местечки Розвадово (так называемые «Старые Барановичи») и Новые Барановичи слились в одно поселение — Барановичи-Розвадово, создав своеобразное в административных отношениях целое: местечко, имеющее мещанское управление, входило в состав Новомышской волости, а Новые Барановичи входили частями в Новомышскую, Столовичскую, Ястрембельскую и Даревскую волостиНовогрудского уезда Минской губернии. В 1897 г. в местечке Розвадово и Новых Барановичах жило 5135 жителей без учета военных (8718 всех жителей, в т.ч. половина евреев). Было построено 834 здания, работали 4 предприятия, имелись двухклассные школы — железнодорожного и добровольного обществ. В 1899 г. вместо деревянного был построен кирпичный вокзал Барановичи-Полесские, который был оборудован паровым отоплением. По состоянию на тот же год, в Розвадово и Новых Барановичах существовало 151 торговое заведение.
К началу XX столетия Барановичи превращаются в крупный железнодорожный узел. Продолжается рост населения, устанавливаются экономические связи с другими городами и селами. В 1901 г. открыта школа барановичского благотворительного общества. В 1903 — 1907 гг. количество жителей превышало население многих городов Минской губернии и даже уездного города Новогрудок. Как негородское поселение, на Барановичи почти не распространялись ни санитарные, ни строительные, ни противопожарные требования. Застройка местечка долгое время была хаотической. Дома стояли беспорядочно, не образуя улиц. Тротуаров не было, освещение отсутствовало. Пожарной службы не существовало, не было ни одной приходской церкви, ни одной больницы. В 1902 г. в Розвадово насчитывалось около 290 домовладений (414 жилых квартир не считая казенных), проживало 3200 жителей. В Новых Барановичах же домовладений было 414 (до 650 квартир), населения (без военнослужащих) 5750 человек. Всего же в Барановичах (Старых и Новых) было уже 8950 жителей (не считая 2920 военнослужащих). По состоянию на тот же год, в Розвадово и Новых Барановичах существовало 247 торговых заведений.
К началу 1903 г. Новые Барановичи, а не местечко Розвадово, окончательно стали центром формирования будущего города, чему способствовало наличие штаба железнодорожной бригады, управления коменданта станции Барановичи со сборным пунктом по передвижению войск, барановичского интендантского заведения с паровой мельницей, сухарным заводом и домашней церковью, двух церквей железнодорожной бригады, школы, больницы железнодорожного ведомства, казенного винного склада, почтовой конторы, камеры городского судьи, камеры земского начальника, двух камер судебных следователей, канцелярии полицейского пристава. К тому же, квартиры в Розвадово были небольшими и плохо отделанными, с низкими потолками и, по заключению комиссии по вопросу о введении в Барановичах городового положения, «приспособлены к жительству средних еврейских семей». В Новых Барановичах, напротив, квартиры были куда чище, просторнее и «приспособлены для занятия семьями служащих на железных дорогах и других учреждениях». В 1904 г. в городе был пожар, после которого начали строить здания из кирпича, особенно в центре. Улица Мариинская стала центральной. На протяжении многих лет город развивался как железнодорожный узел, что и наложило своеобразный отпечаток на его вид.
Планировку города обусловливали направления железнодорожных путей. Улицы возникали либо вдоль железной дороги на Брест, либо вдоль железной дороги на Вильню и Ровно. В 1905 г. в Барановичах была начата эксплуатация локомобильной установки с генератором постоянного тока мощностью 30 кВт. Также в городе имелась водяная турбина. В начале ХХ столетия уже работали типолитография и фабрика штемпелей Подлишевского, а также типография и фабрика штемпелей Рубинштейна.