Барановичи. Ставка Верховного Главнокомандующего в Барановичах, 1915 год (109 лет назад).
Часть 1. Формирование Штаба Верховного Главнокомандующего. Дорога в Ставку.
Всем и давно известен тот факт, что во время Первой мировой войны в Барановичах находилась Ставка Верховного Главнокомандующего. Не один раз предпринимались попытки определить точное местоположение Ставки, найти хоть какие-то свидетельства. К сожалению, на сегодняшний день, таковых свидетельств почти не осталось, но они есть.
Итак обо всем по порядку.
Ставка Верховного Главнокомандующего находилась в местечке Барановичи с 16 (29) августа 1914 года, по 8 (21) августа 1915 года, затем переехала в Могилев, а затем в город Орел. После объявления войны с Германией по всей Российской Империи началась мобилизация, назначения на главные посты, определение стратегий. Одни из этапов всеобщей подготовки к боевым действиям было определение места для размещения Ставки. Исходя из стратегических интересов и расположения двух основных фронтов Юго-Западного и Северо-Западного было решено выбрать для размещения Ставки местечко Барановичи, как крупный железнодорожный узел, находящийся на равном удалении от фронтов. Это позволяло быть в центре событий и иметь возможность руководить действиями армий.
Вот как описывает эти события Юрий Никифорович Данилов, Генерал-Квартирмейстер штаба Верховного Главнокомандующего Великого Князя Николая Николаевича:
Подготовительными к войне соображениями местом расположения штаба Верховного Главнокомандующего (Ставки, как впоследствии стали его называть) было назначено м. Барановичи, находившееся на узловой железнодорожной станции того же названия.
А так описывает эти события протопресвитер Русской армии и флота Георгий Иванович Шавельский:
Местом для Ставки Верховного Главнокомандующего было избрано местечко Барановичи Минской губ., как пункт центральный, спокойный и весьма удобный для сообщения и с фронтом, и с тылом. Через Барановичи проходили три дороги: Москва-Брест, Вильно-Сарны и Барановичи-Белосток. О месте пребывания Ставки полагалось говорить по секрету, а писать и совсем запрещалось: оно должно было оставаться неизвестным и для неприятеля, и для своих же. А между тем, в местечке Барановичах было 35 тысяч населения, преимущественно еврейского.
Из этого следует, что Барановичи не были случайным местечком, его выбрали как очень удобный пункт с развитой железнодорожной сетью и доступностью фронта. Местом расположения Ставки в Барановичах был выбран лагерь железнодорожной бригады, солдаты которой ушли на фронт и пустующие казармы бригады как нельзя лучше подходили для размещения Ставки. Лагерь имел отдельную территорию, которая имела железнодорожные пути, нужную инфраструктуру — электричество, водопровод, телеграф. Удаленность от местечка в одну версту (1.0668 километра) и изолированность лагеря давала дополнительные плюсы с точки зрения безопасности Ставки. Но наличие такого стратегически важного объекта в городе Барановичи диктовало и особые меры по безопасности и охране этого объекта. Охрана Ставки осуществлялась отдельным гвардейским кавалерийским полком, солдаты которого стояли по периметру соснового парка, вход и выход из парка осуществлялся только через КПП и далеко не каждый высокий чин мог попасть туда. Кроме того, в Ставке находилась особая батарея, кустарным образом приспособленная для стрельбы по аэропланам. Выделение особых аэропланов для охраны не представлялось возможным, ввиду бедности авиационных средств. Конечно, Ставка в Барановичах, не смотря на всю тайну вокруг нее, не могла быть не замеченной в 30 тысячном местечке, поэтому для обеспечения безопасности были привлечены и дополнительные силы, в том числе и местной полиции. Как следует из секретного документа департамента полиции, по ходатайству временного Полицместера местечка Розвадово-Барановичи подполковника Солтана об усилении состава полиции, местные власти были серьезно обеспокоены обеспечением безопасности Ставки. Так по заявлению генерала Соханского, охрана его Императорского Высочества недостаточно обеспечена и в помощь подполковнику Солтану были отправлены дополнительно 10 конных и 10 пеших стражников.
Изначально предполагалось отправить первый поезд в Ставку на 10 день мобилизации 9-го (22) августа, но затем была отсрочка на несколько дней и окончательная дата была назначена на 14 (27) августа 1914 года. Так вспоминает эти события Ю.Н. Данилов:
Отъезд из Петербуга, где распоряжение Главного Управления Генерального Штаба формировался этот штаб, был первоначально намечен на 10-й день мобилизации (9-е Августа), но затем отсрочен на несколько дней и окончательно установлен на 14-е Августа.
Суета связанная с началом войны, штабные назначения и прочие объективные причины, внесли свои коррективы. Но в итоге первый эшелон был отправлен. Из воспоминаний Ю.Н. Данилова: Первый эшелон штаба, с которым назначил свой отъезд Великий Князь Верховный Главнокомандующий, должен был отойти в 11 часов вечера со станции Новый Петергоф. — Был чудный, еще совсем летний вечер. Постепенно на станцию начали собираться отъезжающие и лица, их провожавшие. Последних было не много — только самые близкие. Приехали Великий Князь, Верховный Главнокомандуюущий, со своим младшим братом Петром Николаевичем, безотлучно его сопровождавшим в течение всей войны; заблаговременно собралась и его малочисленная свита. — Ждали Государя, но он не приехал. — Это некоторых искренне опечалило, других больно задело. После краткого молитвословия, все стали молча прощаться и расходится по назначенным каждому в поезде местам. Еще минута — и поезд тихо бесшумно стал отходить при глубоком торжественном молчании провожавших.
Отправление эшелона в Ставку не сопровождалось особыми торжествами, война, не глядя на высокий уровень патриотизма, не сулила больших радостей. Эшелон состоял из обычных железнодорожных вагонов, в купе которых располагались все чины штаба. Ю.Н. Данилов пишет:
Поезд Верховного состоял из нескольких вагонов, преимущественно первого класса. Посредине поезда находился обыкновенный вагон-ресторан. Рядом с ним — низкий старинный вагон-салон Великого Князя Николая Николаевича, который помещался в нем, вместе с братом. Еще рядом — вагон Начальника Штаба, в котором было отведено купе мне и помещался также личный адъютант Генерала Янушкевича. — Остальные чины Штаба, следовавшие с этим поездом, разместились по двое в каждом купе.
Исходя из этого можно представить, что поезд Верховного Главнокомандующего был без излишеств и соответствовал своему назначению, все чины штаба размещались в купе вагонов, сам Николай Николаевич в отдельном старинном вагоне.
В стране было объявлено военное положение, всеобщая мобилизация и отправка армии на фронт, внесла коррективы в маршрут движения поезда. Узловые станции и железнодорожные пути были заняты эшелонами с оружием и солдатами. Ни о каких почестях и привилегиях в движении эшелона с командованием не было и речи. Г.И. Шавельский в своих мемуарах пишет:
Прямой путь из Петербурга на Барановичи шел через Двинск и Вильну. Но в виду загромождения этого пути воинскими поездами, поезд Верховного Главнокомандующего пошел кружным путем: по Николаевской железной дороге, через Бологое, Осташкове, Торопец, Великие-Луки, Невель, Плоцк и Лиду.
Ю.Н. Данилов пишет:
Чтобы не нарушать воинского движения, поезд шел по воинскому графику, продвигаясь лишь медленно вперед. На следующий день, только под вечер, мы прибыли в Лиду, где уже разместился Штаб Главнокомандующего С.-З. Фронта. … Только 16 августа, около полудня, мы прибыли, наконец, в Барановичи.
Военное движение было настолько интенсивным и плотным, что для того чтобы добраться в Барановичи поезд с Верховным Главнокомандующим провел в пути более суток.
Часть 2. Барановичи. Великокняжеский поезд. Размещение в Ставке.
Город уже к 1914 году был крупным железнодорожным узлом, с солидным населением. Евреи составляли порядка 60% населения города, что было обусловлено выгодным транспортным положением местечка и разрешением селится в Барановичах лицам еврейской национальности. Как известно в Российской империи в городах евреям селиться было запрещено, но графу Развадовскому, вместе с разрешением на образование местечка, выдали разрешение на поселение евреев. Из воспоминаний Г.И.Шавельского:
Барановичи — большой железнодорожный узел с двумя станциями. Тут же, между станциями, по обеим сторонам железной дороги, больше по левой, тянется большое еврейское местечко. На южной окраине местечка, у самой станции — «железнодорожный городок». Здесь в мирное время была стоянка трех железнодорожных батальонов.
Вообще в воспоминаниях Г.И. Шавельского и Ю.Н. Данилова описание местечка почти отсутствует, ввиду того, что вся жизнь в Ставке проходила непосредственно на территории лагеря железнодорожной бригады и Штабных поездах. Редкие прогулки на «моторах» (автомобилях) и лошадях были также на территории Ставки, в большом сосновом парке. Что не удивительно, в то время лагерь железнодорожной бригады занимал огромную территорию. Сегодня она ограничена улицами Ленина, Советская, 50 лет ВЛКСМ и Уборевича. То есть весь Военный городок, часть центра и Южный микрорайон. Но не буду забегать вперед.
Ставка Верховного главнокомандующего после прибытия в Барановичи располагалась все в том же поезде, для которого была построена специальная железнодорожная ветка от уже существующего учебного кольца железнодорожной бригады. Из воспоминаний Ю.Н. Данилова:
Верховный Главнокомандующий и чины его штаба продолжали жить в вагонах во время пребывания ставки в Барановичах, то есть до второй половины Августа 1915 года. — Для установки поезда в котором помещались Великий Князь Верховный Главнокомандуюущий, его брат, адъютанты, военные представители иностранных союзных держав, Начальник Штаба, Генерал-Квартирмейстер и несколько офицеров Генерального штаба, — была выстроена небольшая железнодорожная ветка; она заканчивалась тупиком, упиравшимся в прекрасный сосновый лес.
Изначально в Барановичах была построена только одна ветка для поезда Великого Князя, на которой в тупике и стоял его поезд, а за ним, немного поодаль, стоял поезд с остальными чинами штаба. Так что говорить об особых условиях не приходилось, все было продиктовано войной. Здания, которые были заняты Ставкой это дом Начальника железнодорожной бригады и несколько казарм для занятий чинов штаба.
В этом же лесу, у тупика, стоял казенный дом, занимавшийся в мирное время Начальником железнодорожной бригады, квартировавшей в Барановичах. Помещения для занятий чинов штаба были отведены в казармах; управление же Генерал-Квартирмейстера расположилось в упомянутом выше доме Начальника железнодорожной бригады.
Как видно из воспоминаний Ю.Н. Данилова, дом Начальника бригады было Управление Генерал-Квартирмейстера, коим и являлся Ю.Н. Данилов. Он описывает и расположение комнат в доме:
Дом этот, выстроенный из дерева, недурной с внешней стороны архитектуры, состоял всего из пяти-шести просторных комнат. Направо от входа — кабинет Генерал-Квартирмейстера с огромным столом, занимавшим почти треть комнаты, для работы над картами, и с другим столом, размерами много меньше, для письменных работ; в остальных комнатах по двое и по трое работали сотрудники Генерал-Квартирмейстера — офицеры Генерального штаба. — Наконец, рядом с домом, в отдельной пристройке — находился оперативный телеграф.
Это план дома Начальника железнодорожной бригады из плана Ставки Верховного Главнокомандующего в Барановичах. Как видно на плане, Данилов довольно подробно описал расположение комнат в доме, а главное их назначение.
Часть 3. Поезд Николая II.
Кроме поезда Верховного Главнокомандующего в Ставку прибывал поезд Николая II. За весь период нахождения Ставки в Барановичах, Николай II приезжал 4 раза и пробыл, в общей сложности, в Барановичах почти 2 месяца.
Для поезда Государя в Ставке, по принципу поезда Верховного Главнокомандующего, были сделаны дополнительные насыпи, оборудован парк, установлены беседки и посажены клумбы с цветами. Место стоянки поезда было обнесено деревянным забором.
Поезд Николая 2 находился в нескольких сотнях шагов от поезда Николая Николаевича, между ними находился дом Начальника железнодорожной бригады. Для выхода из огражденной территории была сооружена импровизированная «Калитка», которая запечатлена на некоторых фотографиях Ставки.
Между поездом Государя, имевшем литерное обозначение «А» и поездом свиты «Б» стоял состав по обслуживанию литерный поездов. Поезд Великого Князя имел литеру «С» и стоял, как описано выше поодаль.
Из воспоминаний Ю.И. Данилова:
Для установки Царского поезда, в лесу окружавшем Ставку, была проведена особая ветка, в расстоянии примерно нескольких сот шагов от поезда Верховного Главнокомандующего. — Прилагались особые заботы, чтобы придать месту кругом Царского поезда возможно более нарядный вид.
Был еще поезд с литерой Б, точная копия поезда Николая 2, в котором перемещалась вместе с Николаем его личная охрана во главе со Спиридовичем. Как он сам вспоминает, использовался этот состав для прикрытия, чтобы враг не мог определить в каком поезде едет Государь. Иногда Николай 2 ехал именно в поезде с литерой Б, а не А, чтобы запутать возможных шпионов, борьба с которыми велась в русской армии с самого начала боевых действий. В каком именно поезде поедет Николай 2, не знали даже его приближенные, решение принималось за несколько минут до отправления составов, которые всегда ездили парой. Интересной особенностью состава с литерой Б был последний вагон, придуманный Кегресом вагон-гараж, который абсолютно ничем не отличался внешне от остальных, внутри него размещались автомобили и водители из царского гаража. Задняя стенка этого вагона, при надобности откидывалась и превращалась в сходню, по которой автомобили выходили из вагона и входили в него.
Интересен и тот факт, что рядом с тупиками обоих составов была грунтовая дорога, на которую и выкатывали автомобили.
Летом 1915 года над поездами Верховного Главнокомандуюущего и Императора были сооружены специальные навесы которые закрывали вагоны от дождя и жары. В лесу установлена шатер-столовая. Николай II, не раз в своем дневнике писал о замечательной природе в Ставке.
Ему очень нравился сосновый лес, тишина. Николай II во время пребывания в Ставке часто совершал пешие прогулки по лагерному лесу, иногда выбирался за пределы Ставки для прогулок на «моторе». К слову в Ставке имелись гаражи для автомобилей, если быть точным их было три. Первый находился в бывших паровозных сараях, другие два находились неподалеку от лазарета железнодорожной бригады, сегодня это между улицами Федько и Чкалова. Там и сегодня находится автомобильные гаражи ЖРЭУ.
Часть 4. План Ставки. Ставка на современной территории города Барановичи.
Одним из основных объектов исследования местонахождения Ставки является дом Начальника железнодорожной бригады. К сожалению он не сохранился и как свидетельствуют многочисленные фотографии и открытки немецких солдат, при отступлении дом был уничтожен.
Но где же находился этот дом, а главное, где стоял поезд Николая Николаевича? Ведь этот вопрос задавил многие интересующиеся историей города Барановичи. Пришло время немного приоткрыть завесу тайны.
При изучении аэрофотосъемки города Барановичи от 3 июня 1942 года были обнаружены дороги, очень напоминающие описанные Даниловым и Шавельским железнодорожные ветки. Согласно их описанию была ветка на которой стоял литерный поезд «С» Верховного Главнокомандующего и три ветки для литерных поездов «А» — Николая II и «Б» — царской свиты, между ними была ветка для поезда обеспечения. Ставка, по воспоминаниям, находилась поодаль от лагеря железнодорожной бригады, примерно в одной версте. При наложении аэрофотосъемки на спутниковые снимки Google и сопоставлении данных из воспоминаний стало видно, что эти дороги на аэрофотосъемке очень похожи на описанные насыпи.
Вот так выглядят дороги на аэрофотосъемка с наложением на современные спутниковые снимки:
На тот момент появилась уверенность, что Ставка найдена. Получалось, что поезда Ставки стояли в районе улиц Свердлова и 50-лет ВЛКСМ. Но доказательства косвенные, хотя и выглядели убедительно. Исследования в этом направлении решено было продолжить. В Российских архивах был найдет и куплен план Ставки, план лагеря железнодорожной бригады — все по отдельности подтверждали местонахождения Ставки. Но чтобы окончательно снять все вопросы я продолжил поиски. Результат превзошел все ожидания, был обнаружен план Ставки вместе с лагерем железнодорожной бригады. После наложения этого плана на немецкую аэрофотосъемку стало понятно, что на аэрофотосъемке именно остатки насыпей под поезда Ставки. Обозначенные пути на плане полностью совпадают с дорогами на аэрофотосъемке.
План при наложении на современную спутниковую съемку города:
Интерактивный план Ставки. Можно регулировать прозрачность наложения (бегунок справа), переключать слои, накладывать современные названия улиц и определять свое местоположение.
Теперь нет никаких сомнений, точное местоположение Ставки Верховного Главнокомандующего найдено. Имея на руках документальные свидетельства нахождения Ставки в Барановичах, аэрофотосъемку города и картографические документы с уверенностью можно утверждать, дом Начальника железнодорожной бригады и железнодорожная ветка для поезда находились в районе современной улицы Свердлова и 50-летия ВЛКСМ. Там и сегодня можно обнаружить остатки этой насыпи, она идет на территории недостроенного «Комбината надомного труда». Сам дом был уничтожен, но место где он находился пока еще не застроено, поэтому есть надежна обнаружить его фундамент. Дом по улице 50-лет ВЛКСМ, 4Б — является послевоенной постройкой и не имеет ничего общего со Ставкой, одно их связывает, он построен на территории где стоял дом Начальника железнодорожной бригады.
Поезд Николая Николаевича стоял на территории недостроенного комбината, а поезд Николая 2 и его свиты стоял рядом с гаражным кооперативом.
Воспользовавшись современными технологиями я прогулялся с GPS навигацией по этим местам, для навигации использовал привязанную аэрофотосъемку. «Гуляя» по ветке поезда Николая Николаевича дошел до места где стоял поезд.
Затем «прогулялся» по ветке Царского поезда, так место где стоял поезд Николая 2 выглядит сегодня.
С сожаление приходится констатировать факт, создание музея под открытым небом вряд ли будет когда-то воспринято серьезно, но вот установить памятный знак и восстановить дом начальника бригады вполне можно.
В результате проделанной работы накопилось большое количество фото- видео и картографических материалов по Ставке Верховного в Барановичах, достаточно для написания книги, в этой статье лишь их небольшая часть. Целью было найти точное местоположение, остальные материалы будут использованы для дальнейших исследований.
Сделал снимок с места, где находился вход в Царский поезд, так это место выглядит сегодня в режиме «Было-Стало», между домом 12Е и гаражным кооперативом (смотреть ниже).
Другие материалы на тему «Ставка Верховного Главнокомандующего в Барановичах» можно посмотреть по тегу «Царская Ставка»→
——————
Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. — Нью-Йорк: Издательство им. Чехова, 1954.
Данилов Ю.Н. Россия в Мировой войне 1914-1915 г.г. — Берлин: Издательство «Слово», 1924.
Спиридович А.И. Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг. — Нью-Йорк: Всеславянское Издательство, 1960-62.
Альбом фотографий Императрицы Александры Федоровны.
Фотографии из РГАКФД.
Коллекция фотографий и открыток Олега Урусова.
Карты, планы, фотографии из личного архива Жабика Ромуальда — копии из фондов Архивов России и Беларуси, а также частных коллекций.
Добавлено: 10 лет назад
Добавил: kingstakh
Год: 1915
Место: Барановичи
Тип: Исследования
Период: Первая Мировая Война
Направление съемки: Не определено
Широта: 53.120997644410814
Долгота: 26.03384256362915
50 лет ВЛКСМ улица, Калитка в Ставке, Свердлова улица, Ставка Верховного Главнокомандующего
Ох!
Круто!
Это далеко не все, скоро будет материал о ЖД бригаде, с планом лагеря, станциями
Я полагаю, что Генерал Данилов указывал даты по новому стилю. Адмирал Бубнов пишет о том, что поезд вышел 1 августа. Приказ о всеобщей мобилизации был опубликован 18 июля по старому стилю, или 31 июля по новому стилю (согласно «Летописи войны» под ред. ген. Дубенского №1, С.24). От 31 июля отсчитываем 10 дней —> получаем 9 августа по новому стилю. Это есть 10-й день мобилизации, как пишет ген. Данилов. Отсюда 14 августа поезда вышли из Петергофа, а 16 августа поезда вошли в расположение Ставки.
Очень важное замечание, возможно Вы правы. По крайней мере если учесть Бубнова, то так и выходит. Надо будет перепроверить даты. Теперь немного становится понятно, почему Николай 2 застал еще отправление жд бригады на фронт.
Які павінен быў быць дазвол на пасяленьне жыдоў у Баранавічах? Черта оседлости охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа (местечки, поскольку в сельской местности проживание также не дозволялось) значительной части Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, а также части территории современной Украины, соответствующей южным губерниям Российской империи.
В вопросе — ответ. «Черта оседлости охватывала специально оговоренные населённые пункты городского типа «, специально оговоренные, то есть не все. Барановичи были одним из «специально оговоренных» мест.
«Ян Розвадовский использовал эти благоприятные обстоятельства для основания в своих владениях городка. Утверждение проекта этого нового города в соответствии с предложенным Розвадовским планом российские власти утвердили в 1888 году, одновременно с наделением евреев правом покупки участков и полей, потому что в то время российское законодательство запрещало им покупать земли в деревнях.» — «Przewodnik po okolicach mickiewiczowskich i rejtanowskich ziemi nowogródzkiej : z ilustracjami». Baranowicze, 1938 http://1871.by/publication/baranovichi-istoriya-sozdaniya-i-razvitiya-goroda/ Оригинал http://polona.pl/item/1790049/7/
Тады пытаньне. У якім беларускім горадзе жыды не жылі? Калі была заснавана станцыя, каля амаль адразу зьявілася жыдоўская карчма. А дазвол 1888 года, магчыма наадварот зьяўляецца сьведчаньнем таго, што Баранавічам надалі статус мястэчка.
Руслан, ты обладаешь редкой способностью задавать вопрос и отвечать на него самостоятельно. Станция была основана в ноябре 1871 года, тогда не было никакого местечка, поэтому ничего удивительного в том, что появилась еврейская корчма. Разрешение на устройство местечка дали только спустя 17 лет, а статус города Барановичи получили только в 1892 году. Поэтому до 1888 года евреи могли здесь селиться без проблем. А потом, после получения статуса местечка поселение евреев было обусловлено полученным статусом, который подразумевал разрешение на селение в Барановичах уже как в местечке. Естественно, что евреев, которые поселились раньше никто не выселял, они, как построившие жилье на свободных землях,… Подробнее »
Изменил этот ругательный комментарий. Пропало желание даже обсуждать это поведение. Ну не хотят люди объединять усилия ради общего благого дела. Вместо того чтобы совместными усилиями достичь одной цели — сделать музей ПМВ, каждый тянет одеяло на себя. Я открыт для диалога, нет желания — изучайте карты 1956 года.
Ну, ты ж любитель, а то Профессионал. ;_)
Ага )))) Еще бы на кофейной гуще поиски провел
Рома, плюнь ты на них на всех. Все равно ни признания, ни благодарности не дождешься. Делай свое дело) Ты просто молодец!
Часто бываю в тех краях. Дом на месте дома нач станции, помню, все остальные привязки помню, а где ж остатки насыпи?
На территории недостроенного комбината, не 100% что именно та насыпь, небольшой кусочек совпадает с аэрофотосъемкой.
Впечатляют размеры городка ж/д бригады и инфраструктура. Был я как то в современной ж/д бригаде в Лапичах, современные военные железнодорожники курят в сторонке конечно. Интересно, а сколько тогда была численность бригады?
порядка 1000 человек
Вид домика с фасада.
Ещё про домик.