Сегодня мы переживаем очень интересное время. Открываются для исследователей ранее засекреченные архивы, в открытой печати публикуются материалы, о которых ранее говорить было не принято. И таким образом люди узнают правду, ту правду, которая была на самом деле.
Хочу рассказать о малоизвестном событии первой мировой войны, которое произошло на территории нашего района во время широко известной городищенско-скробовской операции. Это событие описывается в школьном учебнике под общим названием «Барановичская операция».
На восточной половине деревни Скробово, на самом большом ее возвышении, которое господствует над окрестностями, стоит скромный обелиск, говорящий нам о кровопролитных боях в первую мировую войну.
Как известно, в 1916 году линия фронта надолго стабилизировалась, и наш район был разделен линией фронта примерно на две равные части. В Скробово, по скробовскому ручью, который протекал в глубокой лощине и делил деревню на восточную и западную части, и проходила эта линия фронта. После неудачной попытки российской армии в июне–июле 1916 года прорвать фронт, война стала носить позиционный характер.
Немецкое командование внимательно наблюдало за положением дел в России, в которой экономика приходила в упадок. В стране нарастал хаос, общество быстро революционизировалось. К тому же пришедшее к власти временное правительство не решило насущных проблем, которые волновали народ: вопросы о мире, земле. Не решался и национальный вопрос. Местные партии кадетов, эсеров, меньшевиков и бундовцев также поддерживали временное правительство. Единственной партией, не согласившейся сотрудничать с временным правительством, была большевистская, влияние которой быстро росло после февральской революции. Большевикам пришлось провести большую разъяснительную работу по пропаганде своей программы среди населения, в том числе и среди солдат западного фронта. В результате солдатские комитеты и советы солдатских депутатов к октябрьской революции на западном фронте стали большевистскими и прочно удерживали командные позиции в своих подразделениях.
Этого не учло германское командование. Рассчитывая, что в Петрограде с 24 на 25 октября 1917 года (по старому стилю) произошла октябрьская революция и в русской армии нет надлежащей дисциплины, 30–31 октября, через 5 дней после революции в Петрограде, немецкая армия перешла в наступление на участке деревень Вызорок – Скробово – Заосье. Но гренадерский корпус 2-й русской армии был готов к немецкой атаке и не позволил прорвать фронт.
Об ожесточенности этих боев говорят воспоминания участников тех далеких событий. По их рассказам, окопы 1-й и 2-й линии несколько раз переходили из рук в руки. Они были завалены немецкими трупами. Видя бесплодность своих атак, немецкое командование пошло на беспрецедентные меры. Воспользовавшись западным ветром, оно пустило на русские позиции отравляющий газ хлор. Очевидцы вспоминали, как желто-коричневый газ медленно пополз по склону горы вниз. Достиг скробовского ручья и стал подниматься вверх к русским траншеям и окопам, заполняя их. Русские солдаты не были готовы к газовой атаке. У них не было противогазов. И пострадали в первую очередь те солдаты, которые были в траншеях и окопах, поскольку хлор тяжелее воздуха и заполнял все углубления. У солдат началось удушье. Они расстегивали шинели, гимнастерки, чтобы глубже вдохнуть, но это не помогало. Многие, хватаясь за горло, падали на землю.
В некоторых ротах Таврического и Самогитского полков осталось по 50 человек. Подошедшие свежие полки не позволили немцам прорвать оборону. Увидев это, немцы прекратили атаки.
Для гренадерского корпуса русской армии этот прорыв стоил одной тысячи жизней солдат и офицеров.
Иван Лычковский, учитель истории Колпеницкой базовой школы